kotokhira (kotokhira) wrote,
kotokhira
kotokhira

Category:

[日本]25



В один из солнечных дней меня в очередной раз занесло в богатую храмами Камакуру.
Если погода располагает к поездкам, но не хочется или нет времени забираться далеко, Камакура всегда приходит на помощь. В этом древнем городке всего в часе езды от Токио столько истории, что можно погружаться раз за разом, а ближе к вечеру выныривать из толщи веков и идти вместе с остальными гуляющими встречать закат куда-нибудь на пляж — можно на Эносиму, а можно и поближе.
За все мои поездки мне удавалось погулять по Камакуре всего пару дней, чтобы именно с утра до вечера, а этот день, пожалуй, третий и выбор мест у меня всё ещё остаётся огромным. Я решила начать с Энгаку-дзи — это огромный храмовый комплекс совсем недалеко от станции, один из пяти камакурских великих дзэн-монастырей (второй по значнию). Его возвели в 1282 году в память о воинах, погибших в схватках с монголами, которые дважды вторгались на территорию Японии в период правления Ходзё Токимунэ. Там была довольно известная история — оба раза монгольские вторжения были деактивированы внезапными тайфунами, третий раз они что-то не решились, зато в Японии появилось выражение "камикадзе", что означает "божественный ветер".
Сегодня — очередная порция древних храмов, утопающих в десятках оттеноков зелёного, и много-много дзэна, который, думаю, нужен всем в этот ноябрьский вторник. :)


Вход в Энгаку-дзи практически вплотную к станции Кита-Камакура. Утренняя разминка по ступенькам, и вот, Сан-мон — главные двухъярусные ворота. Это вторые, есть ещё первые Со-мон, они маленькие, и я их проскочила.



Сан-мон построили только в 1783 году. На второй этаж никак.
С утра пораньше мне попались пара школьных экскурсий, но тут большая территория в 6 гектар, школьники и китайские туристы друг другу не мешают :)
В проёме ворот уже виднеется Бутсудэн — главный храм в Энгаку-дзи.



Тут в первую очередь привлекает внимание гигантский дракон на потолке. Его написал Тадаси Мория под руководством Маэда Сэйсо, известного художника эпох Тайсё и Сёва. Да, так поздно, потому что здание храма было разрушено во время Великого землетрясения, и восстановлено в 1964. Кажется, дракон и его окружение как-то связаны с тайфуном :)



Я тут очень удачно щёлкнула Будду, не глядя в объектив, но лицо нагуглите :D Говорят, кстати, в пожарах только оно и уцелело, остальное пришлось восстанавливать. Ну, видимо, я всё ещё смотрела на дракона в этот момент.



Если я не перепутала, это же работа Сёко — известной девушки-каллиграфа с синдромом дауна. Очень экспрессивная и очень крутая каллиграфия.



Кусочек Бутсудэн. Каждое утро, с 5:30, тут проходит часовая медитация, на которую может прийти любой желающий, но ночевать надо где-то рядом , потому что в такое время до храма ходит только такси, дорогое японское такси.



Ворота куда-то. Заметили, что тут Миядзаки тоже висит в воздухе? ;) В районе храма и главных ворот это ощущается не так сильно, но чем дальше, тем больше.



Плэнеры на природе, наверное, входят в десятку любимых занятий здешних пенсионеров, и, надо сказать, всякий раз, деликатно подглядывая, я вижу очень и очень симпатичные акварели.



Ворота по пути к павильону, где хранится Зуб Будды. Просто так к столь ценной реликвии не пройти, поэтому просто допустим, что он есть. Ох уж эта традиция разбирать всех святых на части.



Красота Энгаку-дзи — не только и не столько храмы, сколько природа, высокие тёмно-зелёные сосны, которыми поросли холмы.



Рядом с павильонами — небольшой садик "100 Каннон". Здесь находится множество статуэток богини. ИИнтересно, что все они были созданы в разное время и в разных уголках Японии, а сюда их привезли в начале 19 века.



Статуэток, на самом деле, 70, а не 100. Люблю рассматривать лица старых статуй, иногда они вступают в диалог.



Садик очень фотогеничный, и жаль, что нет подписей — было бы здорово узнать, откуда приехала та или иная статуя.



Рядом находится пруд Миоко-чи (妙香池, "Водоём священного благоухания"), который создал знаменитый в 14 веке мастер Мусо Сосэки. Скала же, которая возвышается над прудом, именуется Тигриной головой (虎頭岩), а прямо на ней — дом нынешнего настоятеля (сейчас там вроде могут останавливаться паломники).



Этот павильон на картах обозначен как Shariden, и, в общем-то, это и есть павильон Зуба Будды. Сам зуб, видимо, лежит где-то в районе алтаря. У Будды было 40 зубов, а этого хватит, чтобы равномерно осчастливить весь буддистский мир.



Это место, где крыши ворот и пагод теряются в густой хвое и зелёных ветках, очень располагает к медитации — те, кто приехал сюда за постижением дзена, должны достигать цели довольно быстро. Кажется, паломники и монахи уже приманили сюда столько дзена, что он просто висит в воздухе.



Кое-где есть и бамбуковая роща. Гулять по Энгаку-дзи удобно — на входе дают довольно подробный буклет с картой (есть и на английском), и можно более-менее понять назначение основных зданий и определить своё местоположение. Буклетик я куда-то засунула, а зря, он бы мне пригодился при написании поста.



От широкой аллеи, обрамлённой валунами и криптомериями, расползаются в разные дорожки и тропинки, ведущие к домикам и маленьким святилищам.



А как называется это узловатое дерево? Довольно часто вижу его в городах.



Очень люблю такие уголки с корнями, как щупальца моллюсков. Они, скорее всего, тоже принадлежат суги — японским криптомериям. Суги вообще не торопятся прятать корни в землю, придавая пейзажу сказочной таинственности.



Сейчас на территории монастыря прожживает примерно 200 человек. Вот, кажется, жилище ещё некоторых из них.



И ещё одно святилище, посвящённое богине Каннон.



Знакомо это умиротворяющее ощущение когда смотришь на листву, которая шуршит и блестит на солнце, как мишура из фольги?



Дзена в воздухе столько, что даже монетки не падают с тела богини.



Каменный торо со статуэткой Будды. Может, вечерами его даже зажигают.



Ввысь уходит старое кладбище, с террас которого открытвается очень красивый вид на Энгаку-дзи. На кладбище совершенно нет людей (или я проглядела запрещающую табличку?)



Зато много забавных статуй, напоминающих окинавских шис. :)



А ступени ведут действительно высоко — видимо, духам все же подручнее наблюдать за делами монастыря с горы.



Отсюда хорошо видно, что Энгаку-дзи прямо-таки утопает в буйной зелени. Наверняка многим деревьям не одна сотня лет.





Потом на меня с дерева упала ветка и уползла, проигнорировав мои попытки подружиться.



Ладно, у меня есть цель — воронов я уже прикормила, теперь надо расположить к себе змей.
Дорога в обратную сторону ведёт мимо колокола Оганэ, национального сокровища Японии.



Оганэ — гигантский колокол, самый крупный и самый старый в Камакуре. Он был установлен в храме ещё в 130 году и пережил все пожары. Высота его больше 2,5 метров, диаметр — 1,24 метра, и, кстати, обратите внимание на конструктивную особенность — роль язычка ирает гигантское бревно (да, я помню, во многих храмах можно позвонить, но здесь попытки звукоизвлечения скорее всего будут жестоко караться).



Здесь есть природная терраса, откуда отличный вид на Камакуру, а в ясные лни, как сегодня, прекрасно видно Фудзи (слева).



Как и всегда, прекрасно и готова в любой момент закрыться облаками.



Тут же — памятные сувениры (особенно много лягушек), и небольшая кафешка. Если планируете кофе-брейк, сделайте это с видом на Фудзи-сан ;)



...но даже если главная японская красавица не выйдет, полюбоваться есть чем.



Конечно, в узорах под крышей прячутся львы, драконы и птицы, которые вовсе не собираются пикировать вам на головы, в отличие от змей, и однозначно стоит обратить внимание на их красоту. Можно сказать что-нибудь типа "умели же раньше", но, учитывая недолговечность дерева в Японии, большинство работ — новодел, так что умеют и сейчас. Ещё и редизайн периодически имеет место быть.



Окей, спасибо Энгаку-дзи, вдоль ручейка и на выход.



Камакура греется под майским солнцем.



Лимонная минералка, 20 минут пешком на юг — и вот он, Цуругаока-Хатимангу, главный храм Камакуры, что можно понять по одному лишь его виду.



Памятный снимок на фоне бочек сакэ.



Этот храм был воздвигнут в 1063 году самураем Минамото Ёриёси в честь Хатимана, синтоистского бога войны, как филиал храма Ивасимидзу в Киото. Изначально Цуругаока-Хатимангу находился в Тохоку, а в 1180 году по указу Минамото-но-Ёримото был перенесён сюда, в Камакуру.



Этот храм очень популярен как место для хацумодэ — первого посещения святилища с наступлением нового года.



В отличие от Энгаку-дзи, тут гораздо более пышно и людно, поэтому я не задерживаюсь надолго — очень хочется к воде.



Дамский угодник и его красивая жизнь по пути к морю, которое будет в следующем посте ;)

Tags: [japan], [kamakura], [photo], [путешествия]
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments